Средний танк Т-55

Средний танк Т-55

Танк Т-55 являлся модернизированным вариантом танка Т-54Б. Он был разработан в инициативном порядке коллективом завода № 183 в СКБ-183 (главный конструктор завода Л.Н. Карцев). При проектировании и изготовлении опытных образцов имел обозначение «Объект 137Г2М». Государственные испытания двух танков были проведены в квартале 1957 г. и 1 квартале 1958 г. Танку был присвоен индекс «Объект 155» и после устранения недостатков и усовершенствования конструкции под маркой Т-55 он был принят на вооружение Советской Армии приказом министра обороны СССР от 24 мая 1958 г. Танк серийно производился на заводе №183 в Нижнем Тагиле (1958-1962 гг.), на заводе №174 в Омске (1959-1974 гг.) и на заводе №75 в Харькове (1959-1963 гг.). Всего до 1966 г. было выпущено 8623 танка Т-55.

Танк Т-55 обладал высокой надежностью и относительной простотой в обслуживании и при ремонте. Без увеличения боевой массы в таком же, как у танка Т-54Б, забронированном объеме конструкторам удалось дополнительно разместить девять артиллерийских выстрелов и на 150 литров увеличить емкость забронированных топливных баков, а также установить более мощный дизель. Это стало возможным благодаря применению баков-стеллажей, совмещавших топливный бак со снарядной боеукладкой. Кроме того, на танке был исключен крупнокалиберный зенитный пулемет и несколько облегчены второстепенные броневые детали. Танк Т-55 был первым в мире серийным танком с автоматической системой противоатомной защиты (ПАЗ). Эта система защищала экипаж от поражения ударной волной с избыточным давлением 294 кПа (3 кгс/см) и от заражения радиоактивной пылью. На коробке передач был установлен двухцилиндровый воздушный авиационный компрессор, постоянно подзаряжавший при работающем дизеле два пятилитровых воздушных баллона. Потенциальная энергия сжатого воздуха использовалась для пуска дизеля, для облегчения выключения главного фрикциона, для обдува наружных стекол смотровых приборов и др.

Компоновка танка была аналогична компоновке танка Т-54Б. Танк имел три отделения: управления, боевое и муторно-трансмиссионное. Рабочее место механика-водителя размещалось в отделении управления у левого борта корпуса. Люк механика-водителя находился в передней части подбашенного листа. В днище корпуса имелся люк запасного выхода. Перед полумягким сиденьем механика-водителя на днище корпуса были установлены рычаги и педали управления агрегатами силовой установки и трансмиссии. На рабочем месте механика-водителя были установлены два перископических прибора наблюдения. На танках выпуска после 1963 г. была введена гидропневмоочистка наружных стекол приборов наблюдения. Для вождения танка ночью вместо левого смотрового прибора устанавливался прибор ночного видения ТВН-2. С 1960 г. для улучшения условий работы механика-водителя было введено регулируемое по высоте сиденье.

В носовой части корпуса танка справа располагался передний топливный бак. Сзади переднего топливного бака были установлены два бака-стеллажа. Между сиденьем механика-водителя и левым баком-стеллажом располагался стеллаж с четырьмя аккумуляторными батареями. В боевом отделении располагается комплекс вооружения танка, а также находились рабочие места командира танка, наводчика (слева от пушки) и заряжающего (справа от пушки). Над сиденьем командира танка на крыше башни располагалась командирская башенка с входным люком. В командирской башенке имелся дневной прибор наблюдения командира ТПКУБ (с 1959 г. - ТПКУ-2Б) и четыре призменных прибора наблюдения. При ведении боевых действий ночью вместо прибора ТПКУБ устанавливался прибор ночного видения командира ТКН-1. Входной люк заряжающего находился в крыше башни над его сиденьем. Перед люком заряжающего в крыше башни был установлен смотровой прибор МК-4. Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части корпуса танка и было отделено от боевого отделения перегородкой. В нем располагались узлы и агрегаты силовой установки и трансмиссии! танка.

Основу комплекса вооружения танка составляла 100-мм стабилизированная в двух плоскостях танковая пушка Д10-Т2С. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ. Второй 7,б2-мм пулемет - курсовой, был установлен в отделении управления справа от сиденья механика-водителя. С 1962 г. вместо пулеметов СГМТ устанавливались 7,62-мм пулеметы ПКТ. Внутри ганка была предусмотрена укладка для автомата Калашникова АК-47, сигнального пистолета и десяти ручных гранат. Наводка пушки и спаренного пулемета на цель осуществлялась с помощью телескопического шарнирного прицела ТШ2Б-22 (ТШ2Б-32П) или ночного прицела ТПН1-22-11 с осветителем Л-2 (с 1963 г. устанавливался осветитель Л-2Г. Г - герметичный). При стрельбе с закрытых огневых позиций использовались боковой уровень и азимутальный указатель. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м составляла бронебойным снарядом - 1080 м, осколочно-фугасным - 1100 м.

Источник - dogswar.ru