Средний танк Т-54Б

Средний танк Т-54Б

Гарантированное https://vip-diploms.com/spravki/akademicheskaja-spravka/ качество академ справки

Танк Т-54Б был разработан на базе танкаТ-54А в 1954-1955 гг. КБ (отдел 520} завода №183 (Нижний Тагил) под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР №1552-545 от 29 марта 1952 г. и №347-205 от 24 февраля 1955 г. (приказ министра обороны СССР №144 от 5 марта 1955 г.) с целью повышения эффективности стрельбы сходу. При проектировании имел обозначение «Объект 137Г2». Первый опытный образец танка с макетом двухплоскостного стабилизатора «Циклон» конструкции ЦНИИ-173 завод №183 изготовил летом 1954 г. Ведущим инженером машины от завода №183 являлся Ю.П. Костенко, по стабилизатору от ЦНИИ-173 - Н.А.Колюбин.

По завершении заводских испытаний и доработки конструкции стабилизатора к концу 1955 г. были собраны еще три опытных образца машины, полигонно-войсковые испытания которых завершились в феврале 1956 г. После проведения мероприятий по дальнейшему совершенствованию конструкции стабилизатора летом того же года опытные образцы успешно прошли контрольные полигонно-войсковые испытания. На вооружение танк «Объект 137Г2» под маркой Т-54Б был принят постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1118-581 от 15 августа 1956 г. (приказ министра обороны СССР №152 от 11 сентября 1956 г.). Чертежно-конструкторскую документацию на машину для серийного производства утвердили в сентябре 1956 г., а уже в декабре того же года завод №183 приступил к сборке установочной партии. Серийный выпуск машины на заводе №183 производился с июля 1957 г. по июнь 1958 г. На заводе №174 (Омск) выпуск танка осуществлялся только в III квартале 1957 г., а на заводе №75 (Харьков) - с 1 января 1958 г. по март 1959 г. Всего заводы промышленности изготовили 1555 линейных танков Т-54Б.

Первоначально от базовой машины - Т-54А выпуска 1956 г. -танк Т-54Б отличался только установкой 100-мм пушки Д-10Т2С, оснащённой двухплоскостным стабилизатором СТП-2 «Циклон» и конструктивными изменениями, связанными с размещением агрегатов стабилизатора. Однако в процессе подготовки серийного производства танка его конструкция подверглась доработке под установку ночного прибора командира и ночного прицела наводчика, которые вместе с более совершенным прибором ночного видения механика-водителя были приняты на вооружение постановлением Совета Министров СССР №367-179 от 5 апреля 1957 г. Поэтому, в отличие от машин установочной партии, серийные Т-54Б поступали в войска, оснащенные полным комплектом приборов и прицелом ночного видения. При вождении танка ночью в боевых условиях у механика-водителя вместо левого смотрового прибора устанавливался бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2. При совершении ночных маршей и расположении механика-водителя по-походному прибор монтировался снаружи танка на специальном кронштейне. Для освещения местности на танке имелись две фары ФГ-10: одна с инфракрасным фильтром, другая - со светомаскировочной насадкой. В случае необходимости для работы с прибором ТВН-2 во вторую фару также мог устанавливаться инфракрасный фильтр.

Для обеспечения безопасной работы заряжающего пол боевого отделения был сделан вращающимся. Вращение пола происходило синхронно с поворотом башни и осуществлялось через поводок, закрепленный хомутом на кронштейне сиденья наводчика. Для предотвращения поломки деталей пола в случае заклинившая вращающейся платформы на ее верхнем погоне устанавливалось кольцо сдающего звена. Применение вращающего пола потребовало изменения формы люка запасного выхода (срезали задний правый угол) и укладки одного артиллерийского выстрела на моторной перегородке. Люк запасного выхода и форсуночный подогреватель располагались на днище боевого отделения слева по ходу танка, а справа в заднем углу - баллоны ППО. На крышке люка с помощью ремня крепилась одна магfзин-коробка к пулемету ДШК.

В передней части командирской башенки вместо прибора наблюдения командира ТПК-1 располагался прибор ТПКУБ (на части машин выпуска 1957 г. еще использовался прибор ТПК-1). Для обеспечения ведения боевых действий ночью в башне танка устанавливались прибор ночного видения командира танка ТКН-1 и ночной танковый прицел наводчика ТПН-1 (ТПН-1-22А-11). Прибор ТКН-1 монтировался вместо дневного прибора командира танка ТПКУБ (блок питания БТ-2-26 прибора также размещался в командирской башенке в шахте правой смотровой призмы), а на верхней части бронировки прибора - прожектор инфракрасного света ОУ-3 с ограждением (впоследствии ограждение упразднили), связанный с прибором ТКН-1 тягой, которая обеспечивала синхронное качание прожектора в вертикальной плоскости вместе с прибором. Прицел ТПН-1 был постоянно закреплен в крыше башни танка левее дневного прицела ТШ2А-22 (на месте смотрового прибора МК-4). Его блок питания БТ-3-26А также устанавливался постоянно в башне танка над блоком питания радиостанции. Для подсветки целей при стрельбе ночью использовался инфракрасный прожектор Л-2, входивший в комплект прицела TПH-1 и крепившийся на бронировке пушки с помощью специального кронштейна.

В дневных условиях с танка снимались вместе с ночным прибором командира ТКН-1 и его блоком питания головка прицела ТПН-1 с бронировкой (вместо них устанавливалась броневая крышка), прожектор ОУ-3 с ограждением и прожектор Л-2. Прибор ТКН-1 укладывался в чехол и крепился ремнями к перегородке МТО над баллонами ППО (блок питания - в стеллаже вместо призмы), прожектор ОУ-3 - в ящик на левой надгусеничной полке за выпускным патрубком (там же находилась часть ЗИП комплекта прибора ТКН-1 и прицела ТПН-1). Головка ночного прицела в чехле крепилась ремнями внутри башни с правой стороны, а бронировка прицела укладывалась на правой надгусеничной полке и фиксировалась на ней тремя болтами. Прожектор Л-2 вместе с запасным инфракрасным фильтром располагался в ящике на левой надгусеничной полке. Запасная головка ночного прицела в брезентовом чехле размешалась на перегородке МТО под сиденьем командира танка.

Стабилизатор СТП-2 обеспечивал: автоматическое удержание пушки Д10-Т2С и спаренного с ней пулемета СГМТ в заданном (стабилизированном) положении в вертикальной и горизонтальной плоскостях при движении танка: наводку спаренной установки оружия в плоскостях с плавным регулированием скоростей наводки; целеуказание от командира танка наводчику в горизонтальной плоскости. Конструктивно СТП-2 состоял из стабилизатора пушки в плоскости вертикальной наводки (стабилизатор ВН) и стабилизатора башни в плоскости горизонтальной наводки (стабилизатор ГН). Управление стабилизаторами ВН и ГН производилось от общего пульта управления. Стабилизаторы ВН и ГН могли работать одновременно и раздельно, независимо один от другого. Скорости наводки пушки по вертикали с помощью стабилизатора находились в пределах от 0,07 до 4,5 град, скорости вращения башни - от 0,07 до 15 град./с. С помощью пульта управления также осуществлялись производство выстрела из пушки (кнопка электроспуска в верхней части правой рукоятки) и стрельба из спаренного пулемета (кнопка на левой рукоятке). При работе ручными приводами наводки спаренной установки для производства выстрела из пушки наводчик пользовался рычагом электроспуска на рукоятке подьемного механизма; при стрельбе из спаренного пулемета - кнопкой электроспуска на рукоятке маховика механизма поворота башни. В том и другом случае наводчик не мог произвести выстрел из пушки до тех пор, пока заряжающий после заряжания пушки не включил цепь электроспуска пушки (кнопка на приборе автоблокировки, устанавливавшемся на правом щите ограждения пушки).

Система командирского управления танка Т-54Б по конструктивному исполнению и принципу действия была аналогична системе командирского управления танка Т-54А. Целеуказание могло производиться как в режиме полуавтоматического наведения, так и в режиме стабилизации. В режиме целеуказания поворот башни в направлении цели осуществлялся с максимальной скоростью 15 град./с. Углы вертикальной наводки спаренной установки с использованием телескопического прицела ТШ2А-22 при стрельбе прямой наводкой в дневных условиях составляли от - 5-1 до +18 (п ри включенном стабилизаторе углы уменьшались; снижения - на 45" и возвышения - на 3'45'). Боевая скорострельность при стрельбе с места составляла 7 выстр./мин., сходу - до 4 выстр./мин. Для обеспечения повышенной точности наводки в горизонтальной плоскости в танке Т-54Б применили механизм поворота башни с люфтовыбирающим устройством, на картере которого устанавливался азимутальный указатель поворота башни, обеспечивавший точность отсчета в одну тысячную дальности, Новая конструкция механизма поворота башни со сдающим звеном (фрикционом) и с люфтовыбирающим устройством обеспечивала более плавный поворот башни от электромоторного привода, а также повышенную точность наводки орудия.

Источник - dogswar.ru