Основной боевой танк Т-72 - наиболее массовый и известный советский танк последней четверти XX века. Создан на базе танка Т-64А с использованием ходовой части опытного объекта 167. Разрабатывался в КБ УВЗ (завод № 183) с 1967 по 1972 год в рамках программы создания так называемого мобилизационного варианта танка Т-64А. К началу лета 1971 года была выпушена установочная партия из 15 машин «объект 172М», которые совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошли многомесячные испытания невиданных ранее масштабов. Был сформирован батальон трехротного состава, в котором каждая рота была укомплектована танками одного типа. Завершиться испытания должны были на полигоне в 60 км от Ашхабада. В ходе марша на нескольких полигонах проводились боевые стрельбы, взводные и ротные учения с боевой стрельбой и вождением танков на танкодроме.
По результатам испытаний постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 7 августа 1973 года «объект 172М» был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-72 «Урал». В том же году была выпушена установочная партия из 30 машин. В 1974 году военпреды приняли на Урал-вагонзаводе первые 220 серийных танков. Танк Т-72 производился серийно на УВЗ с 1974 по 1992 год. С 1978 по 1990 год танки Т-72 выпускались на ЧТЗ (изготовлено 1874 единицы). Западные источники оценивают обшее количество изготовленных в СССР танков Т-72 в 20 тыс. единиц.
С 1981 года выпуск танков Т-72, а затем Т-72М и Т-72М1 осуществлялся в Чехословакии (изготовлено около 2 тыс. единиц), а с 1982 года — в Польше (изготовлено 1610 единиц). В начале 1980-х годов лицензия на производство Т-72 была приобретена Югославией.
Компоновка танка Т-72 — классическая, с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. Внешне танк очень напоминает Т-64. Отделение управления расположено в носовой части корпуса по оси танка. Оно ограничено справа
правым топливным баком и баком-стеллажом, слева — левым топливным баком, щитком контрольных приборов механика-водителя и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппаратурой, сзади — вращающимся транспортером автомата заряжания.
В отделении управления размещено сиденье механика-водителя, перед которым на днише корпуса установлены рычаги управления, педали сцепления, подачи топлива и привода стояночного тормоза, избиратель передач с элементами блокирующего устройства. В подбашенном листе корпуса над сиденьем имеется люк механика-водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор наблюдения механика-водителя ТН ПО-168В с системой гидропневмоочистки стекол, а по бокам от него — две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днише корпуса за сиденьем имеется люк запасного выхода.
Размешенный в отделении управления механик-водитель, несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, во время боя занимает положение сидя, а не полулежа, как на некоторых западных танках. Это обеспечено установкой его сиденья в специальном углублении в днише. Место командира находится справа от пушки, а наводчика — слева.
Боевое отделение расположено в средней части корпуса танка и башне и отделено перегородкой от силового отделения. Конструкция и компоновка танка обеспечивают переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно.
Корпус танка Т-72 — сварной, собирается из броневых листов различной толщины и конфигурации. Верхняя лобовая деталь корпуса наклонена под углом 63" к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную преграду (сталь — текстолит — сталь). Эта броня обеспечивала достаточно высокий уровень защиты от наиболее распространенных в 1970-е годы 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. По некоторым данным она эквивалентна стальной броневой плите толшиной 500-600 мм.
Башня — литая, сложной конфигурации, имеет относительно небольшие размеры, передняя ее часть имеет толщину примерно 280 мм и представляет собой многослойную комбинированную конструкцию, обладающую высокой снарядостойкостью.
На танке установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (2А26М2). В боекомплект танка Т-72 входят выстрелы раздельного заряжания с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Все выстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Заряжание пушки производится автоматом заряжания, конструкция которого отличается от соответствующего механизма танка Т-64А. На Т-72 использован автомат электромеханического типа, установленный в нижней части боевого отделения. 22 артвыстрела боекомплекта размешены горизонтально в кассетах вращающейся боеукладки. Остальные 17 артвыстрелов размешены в специальных укладках корпуса и башни. После выстрела поддон сгоревшей гильзы автоматически выбрасывается через лючок в кормовой части башни. Установка на танк автомата заряжания повысила боевую скорострельность пушки до 8 выстр./мин. Возможно заряжание пушки и вручную, при этом скорострельность составляет 1-2 выстр./мин.
Бронебойно-подкалиберный снаряд 3БМ9 имел начальную скорость 1800 м/с и мог поражать все имевшиеся в то время на вооружении стран НАТО танки. Дальность прямого выстрела этим снарядом по цели высотой 2,7 м составляет 2430 м. Для наведения пушки на цель используется стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49 с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали. Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного пулемета ПКТ и 12.7-мм зенитного пулемета НСВТ. Танк оснашен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень», позволявшем вести прицельный огонь и во время движения.
На танке Т-72 установлен 12-цилиндровый многотопливный дизель В-46 мошностью 780 л.с. при 2000 м/с. Двигатель форсирован за счет применения центробежного нагнетателя с приводом от коленчатого вала. Трансмиссия Т-72 подобна трансмиссии танка Т-64, за исключением некоторых изменений связанных с установкой других двигателя и системы обдува радиаторов. Крутящий момент от двигателя передается через гитару и обший ведуший вал на две семискоростные планетарные коробки передач.
Источник - dogswar.ru