Основной боевой танк Т-64 (СССР)

Основной боевой танк Т-64 (СССР)

Основной боевой танк Т-64 - это первая боевая машина второго поколения послевоенных советских танков. Первоначальная концепция танка была разработана главным конструктором КБ-60 в Харькове А.А.Морозовым в 1953 году. При этом тактико-технические характеристики танка сопоставлялись с характеристиками уже устаревающего танка Т-54, принятого на вооружение в 1946 году. Суть же концепции состояла в том, чтобы увеличить огневую мощь без изменения калибра пушки, а также усилить на 10% броневую защиту и подвижность. Масса же танка должна была остаться в пределах 36 т. Стоит особо отметить, что неотъемлемой частью концепции являлась разработка для танка двигателя совершенно новой конструкции.

Первые серийные танки Т-64 сошли с конвейера ХЗТМ имени Малышева (завод №75) в октябре 1963 года. На сентябрь 1964 года были выпущены 54 танка, а к 1 декабря 1965 года — 218 машин. Практически все эти танки поступили в опытную эксплуатацию в 41-ю гвардейскую танковую дивизию, дислоцировавшуюся в Чугуеве, недалеко от Харькова. Это позволяло оказывать военным квалифицированную заводскую помощь крайне необходимую им при освоении новых, сложных, капризных и ненадежных машин.

Танк был принят на вооружение постановлением Совмина СССР от 30 декабря 1966 года под обозначением Т-64. Серийное производство осуществлялось на заводе №75 в Харькове вплоть до 1987 гола.

Компоновка танка Т-64 - традиционная, с кормовым расположением МТО. Корпус сварен из катаных броневых листов, расположенных в носовой части под большими углами наклона. Борта корпуса — вертикальные, в средней части имеют выштамповку для увеличения внутреннего объема и установки башни. Башня представляет собой фасонную отливку из броневой стали, к верхней части которой приварена крыша. Максимальная толщина брони по горизонтальной составляющей (по западным данным) достигает у корпуса — 815 мм. у башни — 460-627 мм. В лобовой части корпуса и башни применена комбинированная защита.

В башне танка установлена 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 стабилизированная в двух плоскостях. Стабилизатор — электрогидравлический 2Э18 «Сирень». Боекомплект состоит из 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из которых 30 находится в конвейере механизма заряжания в L-образных кассетах. Снаряды расположены в кассетах горизонтально «головами» к оси вращения. Заряды с частично сгорающей гильзой установлены вертикально, металлическими поддонами вверх. Обитаемая часть боевого отделения танка отделена от конвейера специальной кабиной, вращающейся вместе с башней. Для перехода механика-водителя в боевое отделение необходимо с каркаса механизированной укладки две кассеты.

В кормовой части башни смонтирован механизм заряжания гидроэлектромеханического типа. В боекомплекте имеются снаряды трех типов; осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные и кумулятивные. После нажатия наводчиком кнопки выбранного боеприпаса на пульте управления механизма заряжания происходит поворот конвейера, извлечение кассеты из боеукладки, разворот снаряда и заряда в линию и досылание их в казенник. После выстрела механизм улавливания захватывает поддон и укладывает его в освободившийся лоток конвейера. Благодаря использованию механизма заряжания скорострельность пушки Д-68 достигает 10 выстр./мин. Остальные 10 выстрелов размешены в баке-стеллаже в немеханизированной укладке и предназначены для быстрого пополнении конвейера.

Для стрельбы из пушки используется дневной монокулярный стереоскопический прицел-дальномер ТПД-43Б с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Он действует по принципу совмешения изображений — луч из левой оптическои ветви попадает на нижнюю часть, а из правой — на верхнюю. Совместив изображения, наводчик получает расстояние до цели. Прицел-дальномер обеспечивает измерение дальности в диапазоне 1000-4000 м. Для стрельбы ночью используется злектронно-оптический монокулярный перископический ночной прицел ТПН-1-432. Головка ночного прицела не имеет бронировки и в дневное время снимается и укладывается в башне за сиденьем наводчика. Выходное окно прицела при этом закрывается броневой крышкой. Для работы с ночным прицелом имеется ИК-осветитель Л-2АГ, установленный слева от пушки.

Над сиденьем командира танка в крыше башни имеется командирская башенка с люком. В командирской башенке установлены два прибора наблюдения ТНП-160 и командирский прибор наблюдения ТКН-3. На командирской башенке установлен ИК-осветитель командирского прибора наблюдения ОУ-3ГК. В распоряжении механика-водителя имеется прибор ночного видения ТВН-2БМ и обогреваемый призменный дневной прибор наблюдения ТНПО-168 у наводчика — перископический прибор ВНМ. Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного 7,62-мм пулемета ПКТ с боекомплектом 2000 патронов.

Силовая установка танка Т-64 состоит из двигателя 5ТДФ — 5-цилиндрового, рядного, горизонтального, двухтактного, турбопоршневого дизеля жидкостного охлаждения с прямоточной продувкой, поршневым газораспределением, встречнодвижущимися поршнями и двухсторонним отбором мощности. Мощность двигателя составляет 700 л.с. при 2800 об/мин.

Траснсмиссия танка механическая, состоит из двух агрегатов (бортовых коробок передач), в каждом из которых конструктивно объединены планетарная коробка передач и бортовой редуктор. Коробка передач содержит четыре планетарных ряда и шесть фрикционных элементов управления. Первый и второй планетарные ряды выполнены присоединенными (компактная структура), все фрикционные элементы работают в масле с трением «сталь по металлокерамике». Приводы управления трансмиссией — гидромеханические.

Ходовая часть применительно к одному борту состоит из шести сдвоенных легких опорных катков из алюминиевого сплава с внутренней амортизацией, четырех одинарных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения и направляющего колеса. Подвеска индивидуальная торсионная. В узлах подвески 1-, 2- и 6-го опорных катков смонтированы гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеницы стальные мелкозвенчатые с параллельным РМШ шириной 540 мм и 78 — 79 траками в каждой.

Для усиления зашиты бортов танка от кумулятивных снарядов и уменьшению запыленности при движении, начиная с 1967 года на танке стали устанавливаться съемные алюминиевые (по три на борт) и несъемные резиновые щитки. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли машине массой 36 т развивать скорость до 65 км/ч. Запас хода по шоссе до 700 км (с дополнительными топливными бочками). Экипаж танка состоял из 3 человек.

Источник - dogswar.ru