Тяжелый танк Т-10Б

Тяжелый танк Т-10Б

Тяжелый танк Т-10Б, разработанный в конструкторском бюро (ОКБТ) ЛКЗ в 1954-1955 гг. под руководством Ж.Я. Котина, представлял собой усовершенствованный Т-10А и имел заводское обозначение «Объект 267 сп.2». Ведущим инженером машины был А.С. Шнейдман. В сентябре 1955 г. на ЛКЗ изготовили два опытных образца, которые до ноября прошли заводские, а в феврале 1956 г. - полигонные испытания. В августе 1956 г опытные образцы с доработанными стабилизаторами подверглись контрольным испытаниям на ГНИАП ГАУ. На вооружение танк был принят постановлением Совета Министров СССР №143-78 от 11 февраля 1957 г (приказ министра обороны СССР №26 1957 г.) и в том же году поставлен на производство на ЧКЗ под обозначением «Объект733» (в документах ГБТУ танк Т-10Б проходил как "Объект 731Б" и в дальнейшей числился под наименованием "Т-10А с двухплоскостным стабилизатором"). Во II квартале 1957г изготовили 20 танков Т-10Б, недоработка и установка стабилизаторов в них затянулась до конца 1958 г С вооружения Т-10Б был снят приказом министра обороны Российской Федерации №593 от 26 декабря 1993 г.

wmz-surf.ru

olis-style.ru

2231124.ru

Модернизированный танк отличался от Т-10А только установкой двух-плоскостного стабилизатора оружия ПУОТ-2 «Гром», который включал в себя прицел ТПС-1, автоматизированный привод вертикальной наводки и стабилизатор горизонтальной наводки. В систему управления огнем, кроме того, входили прибор для целеуказания ПЦГ и пульт управления командира с кнопкой целеуказания и тумблером для включения привода. Конструкция и принцип действия автоматизированного привода вертикальной наводки ничем не отличалась от аналогичного привода танка Т-10А, Стабилизатор обеспечивал плавную наводку линии прицеливания в вертикальной плоскости со скоростью от 0,05 до 3,5 град./с. Угол прицеливания (в соответствии с дальностью стрельбы) устанавливался наводчиком с помощью маховика углов прицеливания, а угол упреждения определялся специальным автоматом.

Стабилизатор башни применялся для уменьшения влияния ее колебаний в горизонтальной плоскости на ведение стрельбы и наблюдения. Он обеспечивал работу в автоматическом и полуавтоматическом режимах. В стабилизированном режиме ПУОТ-2 обеспечивал плавное вращение башни со скоростями от 0,05 до 18 град./с. Целеуказание наводчику производилось командиром танка путем поворота командирской башенки и нажатия кнопки «К» пульта управления, при этом башня поворачивалась с максимальной (перебросочной) скоростью. Как только линия прицеливания была наведена на цель, наводчик нажимал кнопку выстрела. Затем автоматически включался привод вертикального наведения, который подгонял пушку в положение, согласованное с линией прицеливания. Автомат стрельбы вырабатывал необходимое упреждение и замыкал контакты цепи выстрела. Происходил выстрел. Время ожидания выстрела составляло не более 1 с.

На период отката - наката и заряжания пушки стабилизатор в горизонтальной плоскости автоматически отключался, обеспечивая безопасные условия работы заряжающему. После заряжания пушки и включения блокирующего прибора ВС-11 башня возвращалась в то положение, которое занимала в момент выстрела. При целеуказании наводчик не мог производить наводку пушки от своего пульта управления. В период выстрела (пока была нажата кнопка стрельбы) командир в свою очередь, был лишен возможности осуществлять целеуказание наводчику. В связи с установкой стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» электрооборудование машины претерпело незначительные изменения: вместо генератора Г-74 мощностью 3 кВт был установлен генератор Г-5 мощностью 5 кВт.

После прекращения серийного производства танков Т-10, Т-10А и Т-10Б их конструкция также неоднократно подвергалась модернизации в ходе капитальных ремонтов на заводах Министерства обороны СССР. В январе 1959 г улучшили крепление бревна для самовытаскивания, а в сентября ввели установку двух дополнительных 200-литровых топливных бочек, которые крепились на верхнем кормовом листе над дымовыми шашками. С июля 1960 г в дополнение к ночному прибору механика-водителя ТВН-1 (впоследствии ТВН-2Т) на танке Т-10 устанавливались ночной прицел ТПН1-27-11 («Луна») с инфракрасным прожектором Л-2 и ночной прибор командира ТКН-1Т с осветителем ОУ-3. Вне боевой обстановки для перевозки головки прицела ТПН1-27-11, прибора ТКН-1Т прожектора Л-2 и осветителя ОУ-3 в кормовой части башни танка предполагалось устанавливать специальный ящик-бункер как на Т-10М. Но в связи с постоянным креплением инфракрасного оборудования с июня 1961 г. от этого отказались. При монтаже ночного прицела в крыше башни слева перед рабочим местом наводчика вырезалось отверстие, в которое вваривался фланец крепления кронштейна под прицел. Высоковольтный блок прицела крепился на специальном кронштейне к левой стенке башни, а левее его - фильтр радиопомех.

Прожектор Л-2 устанавливался на кронштейне, приваривавшемся к подвижной бронировке пушки справа. К бортовой сети прожектор подключался электропроводами, проложенными через амбразуру спаренного пулемета. Ночной прибор командира ТКН-1Т монтировался в командирской башенке вместо дневного прибора ТПКУ. Блок питания прибора размещался в шахте демонтированного левого смотрового прибора ТИП. Осветитель ОУ-3 крепился на командирской башенке над прибором ТКН-1Т и был связан с ним с помощью специальной тяги. На танках Т-10А и Т-10Б дополнительно монтировался только ночной прибор командира ТКН-1T с осветителем ОУ-3.

В июле 1961 г ввели задний габаритный фонарь ГСТ-49 на крыше башни. Розетку для связи с командиром десанта перенесли с корпуса машины на кормовую часть башни. Кроме того, с целью использования танка на зараженной местности были оборудованы места для размещения средств противохимической защиты членов экипажа (противогазов, защитных чулок и перчаток) и артиллерийского дегазационного комплекта АДК (двухбаночного), вследствие чего претерпела изменения укладка боекомплекта к автоматам АК-47 и пулеметам ДШКМ, а также вещевых мешков с личными вещами экипажа.

В 1962 г вместо планетарной трансмиссии с МПП использовались более простая механическая трансмиссия «Объект 709», воздушные фильтры ВТИ-8 с автоматическим удалением пыли и счетчик моточасов, отработанных двигателем, типа 563-ЧП. При монтаже механической шестиступенчатой трансмиссии в МТО танка Т-10 переваривались задние опоры-кронштейны (кронштейны передних опор оставались без изменений), заменялись приводы управления в сборе. Для соединения трансмиссии с двигателем использовалась упругая муфта новой конструкции, а с бортовыми редукторами - полужесткие зубчатые муфты. Бортовые редукторы и остановочные тормоза оставались без изменений.

С 1963 г танки оснащались оборудованием для подводного вождения (ОПВТ - «Объект 28»; предполагалось изготовить 200 таких комплектов для Т-10, 140 - для Т-10А и 20-для Т-10Б). В состав съемной части комплекта входили: воздухопитающая труба; труба-лаз (заимствованная с танка Т-54) с переходником (для учебных целей); уплотнения броневой маски пушки, командирской башенки, погона люка заряжающего, погона башни, дульного тормоза, колпака вентилятора, антенного ввода; клапана защиты двигателя; крышка жалюзи зимнего забора воздуха, уплотнение ствола пушки с кожухом броневой маски; водооткачивающая система и нагрудные переключатели. К несъемной части относились: уплотнения корпуса танка; система защиты двигателя от попадания воды в цилиндры двигателя при его заглохании при движении под водой; клапаны защиты от попадания воды в воздухоочистители; краны регулирования температурного режима системы охлаждения двигателя при движении под водой; уплотнения короба эжектора и ходовой части; гирополукомпас ГПК-48 с преобразователем напряжения ПАГ-1Ф и дополнение к системе электрооборудования. Кроме того, в комплект ОПВТ входили изолирующие противогазы ИП-46М и спасательные жилеты СЖТ-58 для каждого члена экипажа.

Источник - dogswar.ru